Как построить бизнес-план: ТОП 7 ошибок, которые погубят любую идею


Любой бизнес начинается с четкого бизнес-плана. Это правило, исключений из которого не бывает (ну, почти не бывает). БП позволяет трезво взглянуть на схему своего бизнеса: без иллюзий, эмоций и приукрашиваний.

«Неправильный» БП может погубить даже самую перспективную идею! Поэтому сегодня мы поговорим о том, как построить бизнес-план и не наделать дурацких ошибок.

Оглавление

ТОП-7 ошибок новичков при составлении первого бизнес-плана

Ошибка №1. Отношению к бизнес-плану как к пустой формальности

На удивление много начинающих предпринимателей считают бизнес-план чем-то ненужным и необязательным. И начинают его составлять только, когда об этом попросит сотрудник кредитного отдела в банке или потенциальный инвестор.

Если Вы настолько заняты, что у Вас нет времени на бизнес-план, то он Вам уже нужен как воздух. Об этом говорят и пишут в книгах все успешные бизнесмены.

Ошибка №2. Плохая маркетинговая проработка

Составители первых бизнес-планов наивно считают, что их продукция или услуги (разумеется, самые лучшие на рынке), будут продавать себя сами. На самом же деле продвижение любых товаров потребует приличных вливаний. Игнорирование расходов на маркетинг и каналы сбыта приводит к серьезным искажениям в расчетах.

Во многих бизнес-планах упор делается на детальное описание производственных процессов и конкурентных преимуществ товара или услуги. И нет ни слова о рынке сбыта и оценке спроса!

Кроме того, я бы еще выделил две «подошибки», связанные с маркетингом:

  1. Чтобы сэкономить на маркетинговых исследованиях (которые, действительно, стоят очень недешево) многие стартаперы довольствуются опросом знакомых, «мозговым штурмом» в офисе и просмотром «полезного» видео
  2. Другая крайность – принимать во внимание только цифры, предоставленные маркетологами со стороны. Это, конечно, лучше, чем ничего. Но точность подобной информации часто оставляет желать лучшего. А расхождения достигают 10-25% от реальных показателей

Ошибка №3. Составитель «забыл» прописать риски

Безрисковых бизнес-идей не существует в принципе. Даже если Вы продаете мороженое на пляже в полдень. Риски бывают разные: низкий спрос на товар, неправильная ценовая политика, сильный конкурент, ненадежный поставщик. Да тот же доллар по 60 рублей вместо 30.

Продолжать список потенциальных рисков можно бесконечно. И самые вероятные из них стоит заранее учесть в бизнес-плане! Причем, стоит не просто их перечислить – а прописать реальные выходы из возможных кризисных ситуаций.

Ошибка №4. Переизбыток информации

«Много – не значит, хорошо». Бизнес-планы толщиной с том романа «Война и мир» выглядят солидно. Но, к сожалению, не вызывают доверия ни у банкиров, ни у инвесторов. Переизбыток информации отвлекает от сути документа. Но самое страшное, что 90% таких проектов прямиком отправляются в мусорную корзину.

Идеальный бизнес-план должен быть кратким! Куча деталей — лишний повод придраться к цифрам или описаниям. Если инвестор всерьез заинтересуется проектом – он сам сделает с нуля все расчеты. А дополнительную информацию можно всегда предоставить ему по запросу.

Ошибка №5. Приукрашивание действительности

Пожалуй, именно эту ошибку нужно ставить на вершину «хит-парада». Золотое правило любого успешного бизнес-плана: только честные цифры!

Не стоит рассчитывать на наивность и некомпетентность инвестора. Как правило, он отлично ориентируется в том бизнесе, куда собирается вкладывать деньги. Либо пользуется услугами нанятых экспертов. И неважно, что это: сельское хозяйство, салон красоты или разработка мобильных приложений.

Допустим, Ваше «очковтирательство» не заметят на стадии рассмотрения. Но обман обязательно раскроется на этапе реализации. А ведь работа инвестора с компанией не ограничивается выдачей кругленькой суммы под расписку.

Инвестор часто принимает активное участие в реализации проекта. И если в процессе работы всплывут серьезные расхождения с расчетами, последствия могут быть непредсказуемыми. Например, инвестор потребует вернуть вложенные в проект деньги. Или продаст свою долю третьему лицу.

Формат «наказания» зависит от условий конкретного договора.

Ошибка №6. Ориентация на прибыль и только на нее

Для серьезного бизнес-плана цель «Выйти на прибыль в 100 000 рублей в месяц» — это плохая цель. Гораздо важнее (и сложнее) – постоянно поддерживать денежный поток.

Пример: начинающие предприниматели, как правило, делают упор на привлечение, а не на удержание покупателей. В бизнес-плане стоит подробно описать, как и за счет чего Вы собираетесь удерживать старых клиентов.

Ошибка №7. Использование готовых шаблонов с расчетами

Готовый с расчетами бизнес-план в Сети можно брать лишь в качестве условного ориентира. Даже если это БП для той же сферы (скажем, для животноводства). И был написан буквально пару дней назад!

«Правильный» БП составляется под конкретную компанию или предпринимателя! Почему? Привожу лишь несколько параметров-расхождений по одной и той же бизнес-идее в разных регионах (мегаполис, средний по размеру город и село):

  • Климат (имеет значение для 70% бизнесов)
  • Спрос на товар или услугу
  • Покупательская способность населения
  • Наличие конкурентов
  • Каналы и цена продвижения
  • Затраты на логистику и хранение
  • Стоимость аренды коммерческой недвижимости

Список расхождений можно продолжать долго.

Вместо вывода

Как правильно составить бизнес-план? Универсального ответа на этот вопрос, увы, не существует.

Ваша задача – собрать как можно больше объективной и актуальной информации на начальном этапе! По конкурентам, потенциальному спросу, рискам, первичным затратам, возможной прибыли и срокам окупаемости проекта.

Кстати, одна из важнейших задач бизнес-плана – убедить самого предпринимателя в жизнеспособности идеи. При желании, инвестора или банк обмануть можно. Но стоит ли обманывать самого себя, связываясь с заведомо «мертвым» проектом?

 

-->