НПФ бьют рекорды по числу отказов в переводе пенсионных накоплений


В 2016 году девять фондов-участников Негосударственной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) из топ-20 приняли 2,1 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений россиян. Лишь половину из них, 1,1 млн, Пенсионный Фонд РФ (ПФР) решил удовлетворить. Остальные граждане получили отказ, причем в некоторых фондах доля таких клиентов, подавших заявки, превысила 90%, пишут «Ведомости».

Крупнейшие НПФ просто не хотят отпускать будущих пенсионеров к конкурентам, отмечает издание. Рекордсменами по отказам стали фонды, входящие в промышленно-финансовую группу «Сафмар», клиенты которых получили отказы в среднем в 68% случаев. Из этих фондов намеревались уйти больше 187 тысяч клиентов, но смогли перейти лишь 59,8 тысячи. При этом в НПФ «Сафмар» остались 64,6% человек, писавших заявление, а клиентам НПФ «Европейский» (входит в группу) отказали и вовсе по 90,8% заявлений, клиентам НПФ «Регионфонд» — по 82,9%.

Что касается других фондов, то из группы О1 Бориса Минца хотели уйти 297,5 тысяч человек, но 49,2% заявлений не были одобрены ПФР. В фонде «Будущее» отказы превышают 48,4%, в НПФ «Уралсиб» — 43,6%, в НПФ «Русский стандарт» — 58,4% отказов, а в НПФ «Стальфонд» — 63,2%. Гендиректор ФГ «Будущее» объясняет столь высокий показатель несовершенством действующей процедуры переходов, при которой клиент, переходя в другой НПФ, не обращается к текущему страховщику и не получает информацию о возможных финансовых потерях при досрочном переходе.

По данным НАПФ, НПФ «Согласие» пытались покинуть 118 тысяч клиентов, но в 48,4% случаев им было отказано. Клиенты НПФ «Лукойл-гарант» (207 тысяч заявлений о переходе), НПФ электроэнергетики (65,5 тысяч заявления) и НПФ «Доверие» (157 тысяч заявлений) получили 52,6%, 56,5% и 65,7% отказов соответственно.

Руководители крупных фондов уже отмечали немало странного в прошлогодней переходной кампании. Так, количество отказов по некоторым фондам существенно выросло по сравнению со статистикой прошлых лет. Фонды заподозрили в этом недобросовестную конкуренцию. Центробанк не остался в стороне и в начале июня направил письмо в Генпрокуратуру с просьбой разъяснить, по какому законодательству — уголовному или административному — могут оцениваться неправомерные действия в рамках переходной кампании.

Репутационные скандалы, связанные с агрессивным переманиванием клиентов из одного НПФ в другой и искусственным удержанием клиентов, становятся одним из основных рисков рынка НПФ перед переходом на систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК), предупреждали ранее в агентстве «Эксперт РА» (RAEX). По данным ПФР, в 2016 году было рассмотрено 12 млн заявлений граждан о смене пенсионного фонда, из них удовлетворено 6,5 млн.

При этом в 2,9 млн случаев (55,8% от общего числа отказов) причиной отказа было наличие другого заявления, с более поздней датой. Были ли такие заявления поданы их нынешними страховщиками, агентами или самими гражданами, доподлинно неизвестно.

-->